Ассоциация организаций и работников гидроэнергетики Гидроэнергетика России
 

 

Контакты
Портал для партнеров
База данных ГЭС
Электронная Библиотека Гидроэнергетиков


 
Членство КОНКУРС Книги Ассоциации Архив новостей Контакты
Принятое решение

РЕШЕНИЕ II ВСЕРОССИЙСКОГО СОВЕЩАНИЯ ГИДРОЭНЕРГЕТИКОВ

Второе Всероссийское совещание гидроэнергетика в было проведено по инициативе Российского акционерного общества энергетики и электрификации "ЕЭС России", Государственной Думы Российской Федерации, Министерства экономического развития торговли, Министерства энергетики Российской Феде¬рации, Российской Академии наук, Международной энергетической Академии и ОАО "Всероссийский научно-исследовательский институт им. Б. Е. Веденеева".

Проведение Второго Всероссийского совещания гидроэнергетиков - это возрождение традиций проведения таких совещаний, имевших место в конце XIX и начале XX веков.

Первое Всероссийское совещание, состоявшееся в 1996 году, обсудило состояние гидроэнергетического комплекса России в период экономического кризиса и полного застоя в освоении гидропотенциала России. Обсуждены и предложены пути сохранения и развития гидроэнергетики в составе топливно-энергетического комплекса страны. В основном решения Первого Всероссийского совещания гидроэнергетиков были выполнены. Однако рад важных рекомендации Первого совещания гидроэнергетиков так и не был реализован. Это касается вопросов быстрейшего завершения работ на строящихся ГЭС, разработки Президентской Программы развития гидроэнергетики России на 1997-2015 годы с перспективой до 2030 года.

В работе Второго Всероссийского совещания гидроэнергетиков приняли участие представители более 135 предприятий и организации электроэнергетической отрасли России и стран СНГ, представители РАО "ЕЭС России", Государственной Думы, Минэнерго России и Администраций регионов России, Российской Академии наук» Международной -энергетической академии. Российской инженерной академии, Академии водохозяйственных наук, строительных и монтажных организаций, предприятий машиностроения и приборостроения, научно-исследовательских и проектно-изыскательских институтов, высших учебных заведений.

С докладами и сообщениями выступили 25 человек. Совещание отмечает:

  1. За истекшие 5 лет с момента проведения Первого Все российского совещания гидроэнергетиков вопрос о гидроэнергетике и ее роли в топливно-энергетическом балансе страны стал более актуальным:

    • обострилась проблема структуры топливно-энергетического баланса страны, вызванная постоянным удорожанием органического топлива, а также тенденцией снижения объемов добыли газа;
    • продолжается нарастание объемов физически устаревшего энергетического оборудования и сооружений эксплуатируемых гидроэлектростанций;
    • практически отсутствуют внешние инвестиции в энергетику, особенно в гидроэнергетику.

    В то же время а последние годы наметилась тенденция повышения электропотребления народным хозяйством, что свидетельствует об оживлении экономики страны. Возросла оплата денежными средствами электроэнергии, отпущенной с ГЭС на ФОРЭМ (23% - 1999 г., 100% - 2001 г).

    Объемы финансирования гидростроительных объектов с 1,6 млрд. рублей в 1999 году возросли до 2,7 млрд. рублей в 2001 году, План 2002 года ~ 6,7 млрд. рублей.

  2. Необходимость повышения эффективности использования топливно-энергетических ресурсов, создания единого рынка электрической энергии и мощности требует завершения формирования Единой энергетической системы России на всей территорий страны, включая Сибирь и Дальний Восток, дальнейшего развития её системообразующей сети.

  3. Наличие на территории России экономически обоснованного гидроэнергетического потенциала 850 млрд кВт-ч с достигнутой степенью освоения 19% (среднемноголетняя выработка ГЭС около 165 млрд. кВт-ч) ставит перед Правительством РФ, энергетиками и энергомашиностроителями страны задачу увеличения его использования в топливно-энергетическом балансе.

    Мировой опыт показывает, чти уровень освоения гидро-энергетических ресурсов в наиболее развитых и развивающихся странах значительно выше российского. Так, Франция, Швейцария, Португалия и ряд других стран освоили более 90% своего гидроэнергетического потенциала; Япония, Швеция, Греция — от 65 до 90%; Бразилия, Канада, Италия, США — от 50 до 65%; Китай - более 30%.

  4. Сложности с наращиванием добычи органического топлива требуют совершенствования топливно-энергетического баланса страны. Необходимость удовлетворения будущих потребностей народного хозяйства страны в электроэнергии требует обеспечить объем выработки электроэнергии к 2010 году около 1135 млрд. кВг-ч, к 2020 году около 1545 млрд, кВт-ч, при активизации энергосбережения во всех сферах экономики и социальной сфере.

  5. В настоящее время одной из основных проблем энергетики страны является проблема модернизации и частичной замены оборудования гидроэлектростанций. К 2001 году нормативный срок службы выработали гидроагрегаты, суммарная установленная мощность которых составляет 50% всей установленной мощности ГЭС.

    С учетом лавинообразного увеличения доли оборудования, выработавшего свой ресурс, для обеспечения прогнозируемого энергопотребления в соответствии с Энергетической стратегией России в период до 2020 года необходимо ввести на электростанциях России более 230 млн. кВт генерирующих мощностей с учетом обновления, в том числе на ГЭС и ГАЭС -36 млн. кВт (включая замену устаревшего оборудования действующих ГЭС - 20 млн. кВт). Реализация данных планов требует огромных инвестиционных вложений. В этой связи необходимы научная проработка методов продления эксплуатационного ресурса оборудования и повышение затрат на его восстановление.

  6. Тарифы на электроэнергию, регулируемые государством, являются существенно заниженными и в настоящее время не покрывают всех затрат на производство электроэнергии и тепла, поддержание оборудования в работоспособном состоянии, модернизацию и развитие производства.

  7. Энергетической стратегией России предложено недостаточное развитие гидроэнергетики. К 2020 году производство электроэнергии на ГЭС предполагается довести со 164 млрд. кВт-ч в 2000 году до 215-220 млрд. кВт-ч. При выполнении намеченной программы к 2020 году доля ГЭС сократится с 19% в настоящее время до 14%, что недопустимо с позиции энергетической безопасности страны и устойчивой работы ЕЭС.

  8. Ход выполнения энергетической стратегии России вызывает тревогу из-за рисков недовыработки электроэнергии на АЭС и недопоставок газа и угля на ТЭС. Негарантированное производство электроэнергии может составить к 2010 г. 77 млрд. кВт-ч, к 2020 г. - до 330 млрд. кВт-ч.

Оценивая современное состояние гидроэнергетики в составе топливно-энергетического комплекса страны, перспективы его сохранения развития, Совещание решило:

  1. Отметить актуальность и своевременность разработки научно-обоснованного прогноза развития гидроэнергетики на период до 2020 года с учетом уточненного топливного баланса страны.

  2. В качестве финансово-экономического механизма для реализации целостной программы модернизации и технического перевооружения гидроэнергетики целесообразно уже в 2002 году провести переоценку основных фондов ГЭС в 4,5—5 раз и пересмотр тарифов ГЭС с доведением амортизационных средств до объемов, достаточных для реализации программ технического перевооружения и сохранения существующего потенциала гидроэнергетики.

  3. В условиях либерализации энергетического рынка Рос¬сии с 2004 года, развития конкурентных отношений, реструктуризации РАО "ЕЭС Россия" и, учитывая особую роль гидроэнергетики для обеспечения надежности и качества функционирования ЕЭС России, при формировании генерирующих компаний рекомендуется не смешивать тепловые и гидро-электро станции.

    С целью сохранения и развития гидроэнергетики страны рекомендовать Правительству РФ, РАО "ЕЭС России":

    • сформировать самостоятельные крупные гидрогенерирующие компании с контролем государства;
    • обеспечить формирование гидрогенерирующими компаниями целевых инвестиционных фондов для реконструкции, расширения и нового строительства гидроэнергетических объектов за счет разницы рыночной цены электроэнергии и реальных издержек ГЭС на ее производство.
  4. Развитие гидроэнергетики необходимо поставить на уровень государственной политики, что оказало бы существенное положительное влияние на развитие всего топливно-энергетического комплекса страны. Рекомендовать РАО "ЕЭС России" подготовить в правительство РФ предложение но этому вопросу.

  5. Для увеличения доли гидроэнергии в энергобалансе страны считать приоритетными следующие задачи:

    • ускорение ввода недостроенных гидроэлектростанций на территории страны;

    • сооружение Нижнеангарских ГЭС с суммарной выра¬боткой около 18 млрд. кВт-ч;

    • сооружение Туруханской ГЭС мощностью 12—20 млн, кВт и выработкой около 50—86 млрд. кВт-ч. Это позволит передавать в Европейскую часть страны более 80 млрд. кВт-ч бестопливной электроэнергии со значительной долей в пиковой части графика нагрузки. Топливный эффект этой передачи равноценен 20 млрд. м3 газа в год.

      Учитывая, что Туруханская ГЭС будет обеспечивать стратегический энергетический резерв страны, считать необходимым создать Межведомственную правительственную комиссию с участием РАО "БЭС России", Отделения физико-технических проблем энергетики РАН Сибирского, Дальневосточного и Саха-Якутского отделения РАН, Администраций Эвенкийского национального округа, Красноярского края и Правительства Республики Саха-Якутия, Минприроды и Минэнерго РФ, ОАО "Институт Гидропроекг", ОАО "Ленгидропроект" и по результатам этой проработки подготовить соответствующий доклад Правительству РФ;

    • на Дальнем Востоке сооружение Южпо-Яхутского гидроэнергетического комплекса с суммарной мощностью более 5 млн. кВт и годовой выработкой около 25 млрд. кВт-ч. Строительство комплекса ГЭС создаст долгосрочную перспективу развития электроэнергетики в регионе на бестопливной основе.

  6. Учитывая резкое увеличение фоновой сейсмичности районов расположения действующих энергообъектов, связанное с введением новых карт сейсмического районирования территории РФ, рекомендовать всем руководителям энергообъектов РАО "ЕЭС России" разработать дополнительные меры к обеспечению их гарантированной сейсмостойкости и укомплектованию их сейсмостойким оборудованием,

  7. Вызывает большую тревогу сокращение кадров строителей и аксплуатационников в гидроэнергетике.

    Считать необходимым расширить выпуск специалистов по строительству и эксплуатации гидроэлектростанций и просить Минэнерго РФ и РАО "ЕЭС России" сформировать политику в отношении ВУЗов, готовящих инженеров-гидротехников и гидроэнергетиков, включая:

    • внедрение практики заключения договоров между ВУЗом и ГЭС;
    • обеспечение производственной практики студентов на строящихся и эксплуатируемых ГЭС;
    • оказание помощи в материальном обеспечении учебного процесса;
    • более широкое привлечение и использование научного потенциала ученых и преподавателей ВУЗов.

    Рекомендовать РАО "ЕЭС России" выпустить нормативные документы по вахтовому методу строительства, предусматривающие систему компенсирующих выплат, а также регулирующие систему оплаты труда младшего и среднего звена ИТР.

  8. Просить Правительство РФ, Администрацию республик Мари-Эл, Удмуртии, Башкирии, Татарстана, Чувашии, Нижегородской и Кировской областей разработать и реализовать программу наполнения водохранилищ Чебоксарской и Нижнекамской ГЭС до отметок, обеспечивающих пропуск расчетных паводковых расходов в створах ГЭС, и противопаводковую защиту территорий указанных субъектов Российской Федерации.

  9. При возможных отклонениях в топливно-энергетическом балансе страны в сторону уменьшения выработки на органическом топливе и на АЭС не допускать срабатывания запасов гидроресурсов. Задача РАО "ЕЭС России" и в первую очередь ИДУ ЕЭС России, несмотря на изменение структуры топливного баланса страны, контролировать расход гидроресурсов, используя их прежде всего для обеспечения качественного и надежного функционирования ЕЭС России.

  10. В связи с реструктуризацией РАО "ЕЭС России" не допустить снижения потенциала научно-проектного комплекса гидроэнергетического профиля. Способствовать развитию научно-исследовательской, проектно-изыскательской и экспериментальной базы научно-исследовательских и проектно-изыскагельских институтов РАО "ЕЭС России".

 
Телефон: +7 (495) 225 32 32, доб. 4120
Электронная почта: info@hydropower.ru
Адрес: Россия, 117393, Москва, улица Архитектора Власова, 51