В совещании приняли участие представители Министерства энергетики РФ и Федерального агентства водных ресурсов РФ, руководители и специалисты электроэнергетических компаний, АО «СО ЕЭС» и Ассоциации НП «Совет рынка».
На заседании была представлена позиция Ассоциации «Гидроэнергетика России» и заинтересованных гидроэнергетических организаций о необходимости увеличения существующего объема финансирования проектов малых ГЭС, определенного Правительством РФ в государственной программе поддержки ВИЭ до 2035 года (ДПМ ВИЭ). Объем финансирования проектов строительства малых ГЭС, предусмотренный в указанной выше программе, позволяет реализовать проекты МГЭС общей мощностью не более 150-200 МВт. Это в свою очередь препятствует налаживанию производства гидросилового оборудования для ГЭС малой мощности. Недоиспользованность потенциала промышленного производства оборудования для малых ГЭС, наряду с недостаточной востребованностью проектно-изыскательских мощностей и мощностей социализированных строительных организаций, может привести к потере гидроэнергетической отрасли страны. Поэтому Госпрограмма поддержки ВИЭ в части строительства малых ГЭС является одним из немногих плацдармов сохранения отраслевых компетенций.
Ассоциация «Гидроэнергетика России» и входящие в ее состав члены выступают за увеличение объема финансирования проектов строительства МГЭС, реализуемых в рамках государственной программы поддержки ВИЭ на период до 2035 года на 40 млрд. руб.
Вместе с тем, одним из барьеров, препятствующих активному вовлечению инвесторов в Программу поддержки проектов МГЭС, является принятие в 2017 году Постановления Правительства РФ № 240, в соответствии с которым были внесены изменения в Правила оптового рынка электрической энергии и мощности (утверждены постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2010 г. № 1172), которые значительно ухудшили экономику проектов малых ГЭС за счет снижения величины оплачиваемой мощности.
Порядок оплаты мощности генерирующих объектов, функционирующих на основе ВИЭ, отобранных в рамках второго этапа программы ДПМ ВИЭ, еще больше усугубил ситуацию, т.к. он предусматривает двойную финансовую ответственность за отклонение фактических показателей выработки электрической энергии от плановых, что фактически приводит к дополнительным объемам штрафных санкций сверх ответственности, которая предусмотрена базовыми принципами ДПМ ВИЭ в части исполнения обязательств по обеспечению интегрального (годового) объема выработки электрической энергии.
Малая ГЭС, проект строительства которой введён в эксплуатацию в рамках реализации Основных направлений государственной политики в сфере повышения энергетической эффективности электроэнергетики на основе использования возобновляемых источников энергии на период до 2035 года, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 января 2009 г. N 1-р и которыми установлен показатель неготовности, будет штрафоваться дважды: за отклонения в конкретные часы, а также за снижение интегральных объемов выработки электрической энергии.
Ассоциация «Гидроэнергетика России» и все участвовавшие в совещании гидроэнергетические компании подтвердили позицию о необходимости внесения изменения в Правила оптового рынка электрической энергии и мощности, утверждённые постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2010 г. № 1172 в части определения критериев недопоставки мощности для всех видов ВИЭ и распространения действия актуальных механизмов расчета мощности для СЭС, ВЭС и водоточных ГЭС мощностью менее 25 МВт, на малые ГЭС плотинного типа (до 50 МВт) и водоточные малые ГЭС мощностью от 25 до 50 МВт (для всех уже отобранных и планируемых к отбору проектов).
С полным текстом Заключения и позицией участников совещания можно ознакомиться в прилагаемом документе.