Минэнерго анонсировало инвестиции в развитие отрасли
Помимо больших объемов необходимых средств, вопрос вызывает способ возврата инвестиций.
Ведомство охотно озвучивает цифры, но не сообщает о деталях взаимодействия в треугольнике «Инвестор–Потребитель–Государство».
Триллион на ГЭС
В сентябре министр энергетики РФ Николай Шульгинов дал программное интервью информагентству ТАСС. В частности, он заявил, что министерство подготовило план-график строительства новых ГЭС до 2040 года, в который вошли восемь проектов суммарной мощностью 4,7 ГВт и объемом капитальных вложений около 1 триллиона рублей (точная цифра 961 млрд рублей). Впрочем, этот план еще нуждается в утверждении.
Есть поручение президента сохранить долю ГЭС в энергобалансе РФ. По словам министра Шульгинова, таким образом будут решены две задачи — борьба с паводками (это актуально на Дальнем Востоке) и удовлетворение растущих потребностей энергопотребления.
Примерная оценка инвестиций на строительство противопаводковых ГЭС на Дальнем Востоке такова: на четыре станции необходимо 360 млрд рублей в ценах 2021 года.
«Первое поручение по их возведению было дано Минэнерго по итогам катастрофического паводка в 2013 году. Проектно-изыскательские работы тогда показали их низкую эффективность против наводнений и высокую стоимость строительства, поэтому поручение было снято.
Работа по этому вопросу возобновилась в прошлом году. Для этого были определены приоритетные площадки, которые обладают наилучшим противопаводковым эффектом: Нижне-Зейская ГЭС на 400 МВт и Селемджинская ГЭС на 100 МВт», — сказал Николай Шульгинов.
Он пояснил, что именно эти две станции в приоритете. Министр «рассчитывает» что строительство их начнется в 2024 году, в этом случае ввод в эксплуатацию произойдет в 2029–2030 годах.
Однако чиновник признал, что вопрос финансирования возведения этих объектов пока не решен. У «РусГидро» (или другой компании, которая за них возьмется) должен был быть механизм гарантированного возврата инвестиций, согласился он.
Но что это за механизм, не сказал. Хотя понятно, что в условиях рыночной экономики без него все надежды на лучшее так и останутся благими пожеланиями.
«Мы (Минэнерго. — Прим.) считаем, что на Дальнем Востоке нужно создавать инвестиционную привлекательность, развивать рыночные отношения. Поэтому я надеюсь, что появится механизм, через который получится заинтересовать инвесторов», — приводит ТАСС слова Николая Шульгинова.
Газета запросила пресс-службу Минэнерго, попросив разъяснить, создан ли такой механизм, но в ответ нам сообщили, что не могут расширять и толковать слова первого лица.
В «РусГидро» запрос оставили без ответа.
Инвесторам нужны гарантии
В наше время финансовый мир живет в сложных условиях. Россия отрезана от возможности привлекать инвестиции на Западе. Долгосрочный прогноз по инфляции сделать сложно. В случае с ГЭС мы имеем дело с проектами с очень долгими сроками окупаемости и при этом значительными по стоимости.
Тем более вопрос обоснований становится ключевым, ошибки ситуация не простит.
Первый опыт применения государственного гарантирования инвестиций в электроэнергетике в нашей стране насчитывает полтора десятилетия. Механизм гарантирования инвестиций (МГИ) был одобрен Постановлением Правительства России еще в декабре 2005 г., однако реальное его использование началось только в 2007 г., напомнил заместитель директора Международного института энергетической политики и дипломатии МГИМО, автор телеграм-канала IG Energy, к. э. н. Игбал Гулиев.
Целью создания МГИ являлось привлечение инвестиций в строительство новых объектов генерации в регионах с дефицитом мощности или с прогнозируемым возникновением такого дефицита. А также в зонах, где существуют проблемы с поиском инвестора без дополнительных гарантий возврата вложенных средств.
Приказом Минпромэнерго РФ в 2006 г. были утверждены правила, в соответствии с которыми по согласованию с Минэкономразвития РФ, Федеральной антимонопольной службой России, Федеральной службой по тарифам РФ и с учетом предложений органов исполнительной власти субъектов РФ был определен перечень площадок для строительства энергообъектов с использованием МГИ. А также объемы генерирующей мощности и сроки ввода в эксплуатацию.
Основным принципом привлечения инвестиций с применением механизма гарантированного возврата является обеспечение возврата и необходимой прибыльности капитала, вложенного в строительство. Такой подход гарантирует инвестору компенсацию его затрат специальными целевыми платежами. Порядок и сроки их перечисления устанавливаются договором на оказание услуг по формированию перспективного технологического резерва мощностей.
Особенностью МГИ в энергетике являются гарантии возврата вложений. После принятия объекта в эксплуатацию в договорной срок инвестору компенсируется разница между сложившейся на рынке ценой электроэнергии и той стоимостью, которая необходима для окупаемости проекта.
«Тем не менее механизм гарантированного возврата инвестиций является скорее вынужденной мерой. Его не предполагается использовать бесконечно долго и в отношении строительства каких-то иных объектов, кроме генерирующих. Это льготный механизм покрытия рисков инвесторов именно в данной сфере», — пояснил Игбал Гулиев.
ДПМ или облигации
Среди основных направлений поддержки крупных энергетических проектов со стороны государства можно выделить механизмы ГЧП (государственно-частного партнерства), концессии, государственные гарантии, инфраструктурные облигации и другие. Государственно-частное партнерство, предполагающее долгосрочное взаимодействие государства и бизнеса, при котором частная сторона участвует в проектировании, финансировании, строительстве или реконструкции объекта инфраструктуры, а также в его последующей эксплуатации и (или) техническом обслуживании, отличается многообразием используемых форм. Тем не менее для всех применяемых форматов ГЧП характерно разделение инвестиционных рисков между государством и инвестором. А также невмешательством государства в операционную деятельность инвестора.
Сейчас наиболее рабочим сценарием финансирования дальневосточных проектов выглядит расширение двух целевых задач, которое даст возможность включать местные ГЭС в программы ДПМ (договоров о предоставлении мощности), считает аналитик ФГ «Финам» Александр Ковалев.
«О желании реализовать такой сценарий менеджмент «РусГидро» говорил еще осенью прошлого года. А на ВЭФ-22 Николай Шульгинов подтвердил работу в данном направлении. Член правления «РусГидро» Роман Бердников год назад отметил, что компания в первую очередь ищет долгосрочные возвратные механизмы, к которым не относятся кредиты, в том числе с господдержкой. ДПМ пусть и не до конца рыночным путем, но разрешила бы проблемы с реализацией проекта. Но важно понимать, какие перспективы будут у возводимых объектов. В этих целях важно достижение договоренностей с Китаем об экспорте. В противном случае профицит придется устранять за счет внутренней сетевой инфраструктуры (моста Восток–Сибирь)», — говорит эксперт.
Перспективы масштабного использования других схем финансирования туманны: в условиях проблем в экономике РФ бюджетные ресурсы будут расходоваться очень бережно. А инфраструктурные облигации по своей сути мало чем отличаются от кредитной поддержки ФНБ, к которой «РусГидро» хотелось бы обращаться в последнюю очередь, считает он.
Инфраструктурные облигации выпускаются для финансирования строительства крупного объекта, который затем переходит на длительный срок в концессию и за счет доходов от которого идет расчет с владельцами ценных бумаг. Преимуществом инфраструктурных облигаций является возможность привлечения средств на длительный срок при невысокой стоимости заимствования относительно кредитных ресурсов.
«Для поддержки частных крупных инфраструктурных проектов государство может предоставлять госгарантии по кредитам или облигационным займам, за счет которых идет финансирование. При этом, в соответствии с российским законодательством, размер обеспечения составляет от 2 млрд руб., но не более 50% долга. Однако воспользоваться гарантиями государства могут лишь российские компании, вложившие в проекты не менее 20% собственных средств», — замечает Игбал Гулиев.
В энергетическом секторе госгарантии предоставляются для обеспечения коммерческих кредитов и облигационных займов. Инвестиционные проекты, претендующие на обеспечение госгарантиями, проходят конкурсный отбор. Если объем предполагаемой гарантируемой поддержки не превышает 10 млрд руб., проекты отбираются межведомственной комиссией при Министерстве экономического развития РФ. А при необходимости обеспечения большей суммы — подкомиссией по повышению устойчивости финансового сектора и отдельных отраслей экономики правительственной комиссии по повышению устойчивости российской экономики в условиях санкций. Итоговое решение о предоставлении гарантии принимается правительством.
Посмотрим, какой путь выберет государство для финансирования таких крупных энергетических проектов, как гидроэлектростанции.
https://www.eprussia.ru/epr/articles/kto-zaplatit-za-gigavatty-ges.htm