10 февраля 2026 года Международная ассоциация гидроэнергетики (International Hydropower Association, IHA) и ее австралийские члены опубликовали комплексную дорожную карту по ускорению развития гидроаккумулирующих электростанций и обеспечению перехода Австралии к экологически чистой и доступной энергетике.
По мере вывода из эксплуатации устаревших угольных и газовых электростанций на Национальном рынке электроэнергии (National Electricity Market, NEM) возобновляемые источники энергии с непостоянной выработкой, особенно солнечная энергия, становятся самым дешевым способом производства электроэнергии. Но для обеспечения резервного энергоснабжения в периоды безветрия и пасмурной погоды, а также для хранения энергии, когда ее слишком много для сети, требуются накопители большой емкости с длительным сроком хранения.
ГАЭС — это эффективное решение, которое обеспечивает экономичное долгосрочное хранение энергии и дополняет электрохимические аккумуляторы, позволяя покрывать многочисленные циклы разрядки.
ГАЭС — это гибкий, управляемый, безопасный и надежный источник энергии. Они являются важнейшей составляющей стабильности энергосистемы, позволяя ей справляться с многодневными периодами низкой ветровой и солнечной активности, предотвращать перебои в подаче электроэнергии.
Президент IHA Малкольм Тернбулл прокомментировал: «Позвольте мне внести ясность: если мы хотим успешного перехода к экологически чистой энергетике и доступной по цене электроэнергии для австралийцев, нам нужно больше гидроаккумулирующих электростанций. Это не просто желательно, а необходимо. Гидроаккумулирующие электростанции — единственная проверенная технология, которая позволяет накапливать энергию в огромных масштабах, необходимых для нашей энергосистемы. У нас есть перспективные проекты, но для их реализации нужны правильные политические решения и рыночные стимулы».
ГАЭС, срок службы которых составляет 50–100 лет, приносят пользу нескольким поколениям и служат своего рода «страховкой» для энергосистемы, заменяя уголь и обеспечивая наименее затратный путь к углеродной нейтральности. Помимо этого, ГАЭС обеспечивают важнейшие системные функции, в том числе устойчивость системы, контроль частоты, быстрый ввод в эксплуатацию и возможность запуска без нагрузки — все это становится все более востребованным в энергосистемах, где преобладают возобновляемые источники энергии.
Согласно проекту комплексного плана Австралийского оператора энергетического рынка на 2026 год, к 2030 году потребуется 27 ГВт общей мощности хранилищ, а к 2050 году — 55 ГВт/618 ГВт·ч. Для достижения этой цели необходимы хранилища, способные поддерживать работу возобновляемых источников энергии в течение длительного времени, а не только в часы пиковой нагрузки.
Австралия обладает природными ресурсами и техническими знаниями, необходимыми для создания накопителей энергии большой емкости, которые укрепят энергосистему. Но нужен четкий план дальнейших действий, который будет предусматривать длительное (более 8 часов) и глубокое (более 24 часов) хранение, развитие рыночных сигналов для повышения ценности, снижение рисков при финансировании, упрощение процесса получения разрешений, развитие навыков и обмен знаниями, а также координацию передачи данных.
Несмотря на высокий интерес и растущее количество проектов, разработчики дорожной карты пришли к выводу, что внедрение технологий гидроаккумулирования не поспевает за потребностями системы. Высокие первоначальные капитальные затраты, длительные сроки разработки, сложности с планированием и получением разрешений, геологические риски и недостаточная информированность рынка по-прежнему сдерживают принятие окончательных инвестиционных решений.
Чтобы устранить эти препятствия, Международное энергетическое агентство разработало целевую программу реформ, ориентированную на привлечение инвестиций. Ключевые рекомендации включают в себя включение целей по созданию накопителей энергии большой емкости в национальное энергетическое планирование, внедрение и адаптацию механизма входа на рынок электроэнергетических услуг для учета полной системной ценности ГАЭС, внедрение инвестиционных моделей с разделением рисков, таких как «cap-and-floor»* или концессионные соглашения, а также упрощение процедуры получения разрешений для стратегически важных проектов. В документе также подчеркивается необходимость поддержки на ранних этапах развития со стороны регуляторов, а также более тесной координации между планированием передачи электроэнергии и развертыванием систем хранения, чтобы обеспечить преимущества для национальной энергосистемы.
Для политиков посыл очевиден: четкое планирование и рыночные сигналы в отношении долгосрочного хранения энергии необходимы для того, чтобы избежать роста затрат, чрезвычайных ситуаций и рисков, связанных с надежностью энергоснабжения, по мере вывода из эксплуатации тепловых электростанций. Для инвесторов ГАЭС представляют собой проверенный, масштабируемый и привлекательный для банков долгосрочный класс активов, обеспечивающий стабильный доход, критически важные для системы услуги и долгосрочное соответствие целям Австралии по декарбонизации.
* Справочно: «cap-and-floor» — это регуляторный механизм в энергетике, который устанавливает «потолок» (cap) и «пол» (floor) для доходов инвесторов от инфраструктурных проектов. Если прибыль от работы окажется ниже установленного минимального предела («floor»), регулятор произведет доплату собственнику, в противном случае уже собственник выплатит регулятору сумму, превышающую верхний предел («cap»).
Источник информации и фото: IHA, https://www.hydropower.org/news/hydropower-leaders-launch-recommendations-to-secure-australias-electricity-future


