11 августа 2020 г. по инициативе Ассоциации «Гидроэнергетика России» было проведено рабочее совещание по теме: «Актуальные вопросы развития малой гидроэнергетики в России» с Первым заместителем Председателя Комитета Государственной Думы по энергетике Селезневым Валерием Сергеевичем и представителями заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, профильных объединений и организаций. В ходе совещания рассматривались вопросы, касающиеся состояния и потенциала малой гидроэнергетики за рубежом и в России, существующих административных барьеров и необходимых мер государственной поддержки, а также проекта Постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам стимулирования использования возобновляемых источников энергии» (02/07/04-20/00101647) и его влияния на малую гидроэнергетику. Особое внимание в ходе обсуждения было уделено рассмотрению целесообразности установления требований к целевым показателям экспорта для генерирующих объектов установленной мощностью менее 50 МВт, функционирующим на основе энергии вод, планируемых к вводу в эксплуатацию на территории Российской Федерации после 01 января 2025 года.
В ходе совещания, которое проводилось в формате видеоконференции под председательством В.С.Селезнева, выступили: от Министерства энергетики Российской Федерации А.Г. Максимов, Министерства промышленности и торговли Российской Федерации Е.В. Дмитриева, Ассоциации «Гидроэнергетика России» О.Г.Лушников (с докладом), ПАО «РусГидро» Р.Н.Бердников (с докладом), ООО «Газпром энергохолдинг» М.М.Булыгин и Е.Б.Коняев, АО "Силовые машины" И.Ю.Гроссе, АО «ТЯЖМАШ» Ю.Л.Тухаринов, АО «Уралгидромаш» Д.А.Хрусталев, Ассоциации развития возобновляемой энергетики (АРВЭ) А.Б.Жихарев, Ассоциации «Сообщество потребителей энергии» В.А.Жихарев, НП "Совет рынка" С.С.Анфимов.
Выступающие отметили, что развитие проектов малых ГЭС в экономически развитых и развивающихся странах является частью происходящих в настоящее время изменений в работе энергетических систем, связанных с увеличением доли ВИЭ (и снижением топливной генерации), развитием «распределенной» энергетики и внедрением программных комплексов и оборудования с целью эффективного управления всеми объектами системы. Малые ГЭС являются важным элементом перехода к системе распределенной генерации и приближения источника генерации к потребителю, которая с учётом цифровой трансформации позволит минимизировать будущие затраты на обеспечение надежности, оперативное управление, регулирование и обеспечение наиболее оптимальных режимов работы энергосистемы. Гидроэнергетические объекты, в числе которых МГЭС, в процессе производства электроэнергии не используют технологии сжигания топлива, что обеспечивает практически неограниченный потенциал снижения выбросов парниковых газов и, как следствие, вносит существенный вклад в низкоуглеродное развитие Российской Федерации. Помимо низкой долгосрочной стоимости энергии, МГЭС обладают следующими преимуществами:
-Технологическая зрелость проектных и технических решений;
- Предсказуемость эксплуатационных затрат;
- Длительность срока использования сооружений, которая позволяет обеспечить стабильную выработку с низкой стоимостью в перспективе 50 - 100 лет;
- Высокий показатель использования установленной мощности;
- Наиболее прогнозируемая и стабильное производство э/э по сравнению с другими электростанциями ВИЭ;
- Незначительное воздействие на окружающую среду и отсутствие углеродного следа (выбросов СО2, NOx, …).
- Ощутимое влияние на экономическую активность в регионах, в которых осуществляется реализация проектов;
- Проекты МГЭС не требуют времени на создание принципиально новых производств, окупаемость которых может быть обеспечена за счет потребителей оптового рынка энергии и мощности в Российской Федерации.
Одно из главных преимуществ МГЭС - срок эксплуатации, который фактически не ограничен (на территории Российской Федерации функционирует ряд станций, успешно эксплуатируемых более 80 - 90 лет, а технический гарантированный ресурс гидросилового оборудования превышает 40 лет).
К числу актуальных проблем государственной программы поддержки развития ВИЭ на период 2025-2035 гг., которые в настоящее время активно прорабатываются с органами государственной власти и заинтересованными отраслевыми структурами, относятся:
Необходимость увеличения объема средств, выделяемых на финансирование программы проектов строительства малых ГЭС.
Необходимость проведения отборов проектов гидрогенерации за 7 (лет) до начала поставки мощности.
Необходимость установления параметра предельной мощности МГЭС не более 50 МВт (текущий параметр 25 МВт) с одновременным увеличением ограничения мощности ГЭС по напорному фронту с 50 МВт до 100 МВт.
Необходимость уточнения правил технологического функционирования электроэнергетических систем исключив его действие в части объема технических решений по выдаче мощности отдельных категорий МГЭС.
Необходимость снижения требований готовности для отдельных категорий МГЭС.
Необходимость внесения изменений в нормативные правовые документы в части определения условий аттестации отдельных категорий МГЭС.
В ходе обсуждения проекта Постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам стимулирования использования возобновляемых источников энергии» и его влияния на малую гидроэнергетику было отмечено гидроэнергетическими и энергомашиностроительными компаниями, что Проект не учитывает замечания и предложения, направленные в Минпромторг России, а также размещенные на федеральном портале нормативных правовых актов гидроэнергетическими компаниями. Указанный в Проекте постановления перечень условий для определения вклада отдельных элементов оборудования (оборудования в сборе) в степень локализации по генерирующему объекту, функционирующему на основе использования энергии потоков воды, не является согласованным ни с гидроэнергетическими компаниями (инвесторами), ни с представителями энергомашиностроительного комплекса. Это, безусловно, не обеспечивает снятие существующих административных барьеров и существенно снижает мотивацию указанных выше компаний участвовать в реализации проектов строительства после 2024 г. Требуется существенная доработка Проекта постановления с участием заинтересованных предприятий машиностроительного комплекса и гидроэнергетических компаний (инвесторов) в целях максимального учета их возможностей, а также существующих проблем и потенциальных рисков.
Председателем В.С.Селезневым были отмечены глубокое владение предметной областью и конструктивная позиция Минэнерго России, содержательные доклады Ассоциации «Гидроэнергетика России», ПАО «РусГидро» и продуманные выступления всех участников совещания. Всем участникам предложено направить предложения в проект протокола совещания.