В Аналитическом центре состоялся круглый стол «Распределение функций и полномочий при проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации водохранилищ».
Большинство действующих в настоящее время водохранилищ были построены до середины XX века в рамках комплексной системы экономического и территориального планирования. Ранее инициатором проекта, застройщиком и владельцем являлось государство, поэтому все вопросы решались централизовано. В настоящее время в связи с наличием широкого круга водопользователей и заинтересованных сторон, ввод в эксплуатацию водохранилища становится предметом споров и конфликтов, так как затрагивает интересы и собственность частных лиц и компаний. Строительство водохранилищ в целях гидроэнергетики – одна из наиболее проблемных областей.
«Строительство новых ГЭС с водохранилищами требует комплексного системного решения в рамках земельного, водного и градостроительного законодательства. К сожалению, при проектировании, строительстве и вводе в эксплуатацию водохранилищ возникают проблемы, которые невозможно решить в условиях действующего законодательства», - считает исполнительный директор Ассоциации «Гидроэнергетика России» Олег Лушников. По мнению специалиста, нужно сделать несколько шагов для улучшения ситуации: определить водохранилище ГЭС в качестве объекта капитального строительства, изменить порядок разработки проектной документации, формализовать порядок выдачи разрешения на строительство и требования по экологическим вопросам. «Не менее важно утвердить государственного заказчика. В связи с тем, что строительство водохранилищ осуществляется за счет средств федерального бюджета, инвестором, заказчиком и балансодержателем по возводимому водному объекту должна быть государственная структура, – сказал Лушников. – Также нужно обеспечить координацию деятельности государственных заказчиков. Строительство крупных водохранилищ и ГЭС затрагивает интересы различных ведомств и субъектов, поэтому требуется законодательно установить координатора работ».
Один из сложнейших вопросов – порядок перевода земель в категорию земель водного фонда, считает эксперт. «При проектировании водохранилищ на территории, где размещается зона затопления, могут оказаться земли различных категорий. После оформления акта приемки работ, предусмотренных проектом, и наполнения водохранилища, затапливаемые земли разных категорий необходимо перевести в земли водного фонда. Этот порядок важно также проработать законодательно», - резюмировал специалист.
Минстрой России разработал и внес в Правительство Российской Федерации проект федерального закона «Об особенностях проектирования, строительства и ввода в эксплуатацию водохранилищ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Проект закона устанавливает особенности отношений, связанных с подготовкой документов территориального планирования, проектированием, строительством и вводом в эксплуатацию водохранилищ гидроэлектростанций, а также определяет полномочия государственных органов. Однако в конце 2017 года законопроект был отклонен Минюстом России в связи с отсутствием предмета правового регулирования, отметил заместитель главного инженера АО «Институт Гидропроект» Виталий Иванов. По мнению специалиста, необходимо повторно рассмотреть вопрос целесообразности разработки и введения Федерального закона о водохранилищах, а также проведения мероприятий, связанных с его созданием. «В случае принятия решения о нецелесообразности введения отдельного Федерального закона нужно подготовить пакет предложений по внесению изменений в действующую нормативно-правовую базу», - уверен Иванов.
В настоящее время в положениях законодательства Российской Федерации, регулирующих градостроительную деятельность, отсутствуют определения понятий «водохранилище», «водоем», «гидроузел», «напорный фронт» и др. Их нужно зафиксировать на нормативном уровне для последующего однозначного толкования и практического применения, полагают специалисты.
Источник: http://ac.gov.ru/events/015815.html