Ассоциация организаций и работников гидроэнергетики Гидроэнергетика России
 

 

Контакты
Портал для партнеров
База данных ГЭС
Электронная Библиотека Гидроэнергетиков


 
Членство КОНКУРС Книги Ассоциации Архив новостей Контакты
Принятое решение

РЕШЕНИЕ III ВСЕРОССИЙСКОГО СОВЕЩАНИЯ ГИДРОЭНЕРГЕТИКОВ

Третье Всероссийское совещание гидроэнергетиков организовано по инициативе Ассоциации организаций и работников гидроэнергетики «Гидроэнергетика России», Российского открытого акционерного общества энергетики и электрификации "ЕЭС России», ОАО «Федеральная гидрогенерирующая компания» (ОАО «ГидроОГК»), ОАО «Жигулевская ГЭС» при поддержке Министерства промышленности и энергетики РФ, Министерства природных ресурсов РФ, Российской Академии Наук, Администрации Самарской области.

Совещание приурочено к 50-летнему юбилею Жигулевской ГЭС – первой из числа крупнейших гидроэлектростанций России. Жигулевская ГЭС стала основой для формирования Единой энергетической системы страны и подтвердила высокую эффективность и важную роль гидроэлектростанций в электроэнергетике и экономике страны.

Третье Всероссийское совещание гидроэнергетиков это продолжение традиции.

Первое Всероссийское совещание, состоявшееся в 1996 году, обсудило состояние гидроэнергетического комплекса России, сложившееся в период экономического кризиса и застоя в освоении гидроэнергетического потенциала страны. На совещании была отмечена ведущая роль гидроэлектростанций в сохранении надёжного энергоснабжении отраслей экономики и улучшении экономической ситуации. Совещание выработало рекомендации по мерам, необходимым для сохранения и развития гидроэнергетики в составе энергетического комплекса России.

Второе Всероссийское совещание гидроэнергетиков, проведенное в 2001 году, обсудило задачи, стоящие перед российской гидроэнергетикой в начале XXI века. Совещание нацелило гидроэнергетиков России на повышение эффективности и качества работы ГЭС, поддержало инициативы РАО «ЕЭС России» по реформированию предприятий гидроэнергетики, выработало подходы к решению проблем финансирования реконструкции, технического перевооружения и развития гидроэнергетики.

Большая часть решений Второго совещания выполнена или находится в стадии выполнения. Создана и начала функционировать ОАО «ГидроОГК», на большинстве АО – ГЭС сформированы и реализуются программы технического перевооружения, начата разработка прогноза развития гидроэнергетики на долгосрочный период.

Однако, ряд важных рекомендаций Второго совещания не был реализован. Не принята федеральная программа строительства новых гидроэлектростанций, не создан инвестиционный механизм, обеспечивающий не только достройку ГЭС, но и дальнейшее развитие гидроэнергетики России, что сдерживает решение вопросов достройки Богучанской ГЭС, вывода на проектные показатели Чебоксарской и Нижнекамской ГЭС, проектирования и начала строительства новых гидроэлектростанций.

В работе Третьего Всероссийского совещания гидроэнергетиков приняли участие 217 представителей 98 предприятий и организаций электроэнергетической отрасли России и стран СНГ, представители РАО "ЕЭС России", Государственной Думы, Минпромэнерго и Минприроды России, Администраций регионов России, Российской Академии наук, Международной энергетической академии, Российской инженерной академии, строительных и монтажных организаций, предприятий машиностроения и приборостроения, научно-исследовательских и проектно-изыскательских институтов, высших учебных заведений.

Председатель Правительства Российской Федерации М.Е. Фрадков в своем приветствии к участникам совещания отметил высокую роль гидроэнергетики в составе энергетического комплекса страны и поставил задачи по разработке долгосрочной стратегии развития гидроэнергетики, мер по повышению безопасности и надежности гидроэнергетических мощностей и крупных гидротехнических сооружений, а также по ускорению вводов мощностей строящихся ГЭС.

С докладами, сообщениями и предложениями на совещании выступило более 100 человек.

Совещание отмечает:

  1. Инфраструктурное значение гидроэнергетики определяет необходимость повышения роли государства в ее развитии.

  2. Роль уникальных маневренных мощностей ГЭС в обеспечении надежности функционирования Единой энергетической системы существенно повышается в период реформирования электроэнергетики и создания конкурентного рынка электроэнергии, мощности и системных услуг.

  3. Гидроэнергетика остается источником субсидирования потребителей рынка электроэнергии и мощности, в результате чего резко снижаются возможности финансирования не только строительства новых, но и поддержания работоспособности действующих ГЭС.

  4. В последние годы введены в эксплуатацию агрегаты Бурейской, Зеленчукской, Светлинской (Вилюйской-3) ГЭС, ряд малых ГЭС, расширяется инвестиционная программа по строительству ГЭС, близка к разрешению проблема финансирования достройки Богучанской ГЭС, на многих ГЭС реализуются долгосрочные программы технического перевооружения.

  5. Рост потребления электроэнергии сопровождается разуплотнением суточного графика нагрузок, что требует ускорения развития маневренных мощностей в первую очередь в Европейской части страны. Однако, утвержденная Правительством РФ в 2003 году «Энергетическая стратегия России на период до 2020 года» ориентирована на последовательное снижение доли гидроэнергетики в структуре электроэнергетического комплекса и не предусматривает развития ГАЭС.

  6. В основном сложились организационные формы для эффективного функционирования и развития российской гидроэнергетики с участием государства, как главного акционера. Создана единая оптовая гидрогенерирующая компания (ОАО «ГидроОГК»), а также Ассоциация организаций и работников гидроэнергетики «Гидроэнергетика России». На эти организации ныне опирается решение проблем, связанных с развитием гидроэнергетики, строительством новых гидроэлектростанций, а также с продвижением законопроектов и государственных нормативных правовых актов в интересах развития гидроэнергетики.

  7. Не выработан механизм балансирования интересов электроэнергетического и водохозяйственного комплексов при регулировании режимов работы гидроэлектростанций. Ограничения, налагаемые исходя из требований неэнергетических водопользователей и экологических условий, ограничивают участие гидроэлектростанций в регулировании нагрузки электроэнергетических систем, в том числе при предупреждении и ликвидации аварийных ситуаций.

  8. Работа над стратегией и прогнозом развития гидроэнергетики России, имеющая целью обосновать эффективность повышения использования гидроэнергетического потенциала России, находится в начальной стадии.

  9. Требует пересмотра устаревшая оценка экономического гидроэнергетического потенциала России с учетом объективного формирования социально-экономической направленности развития гидроэнергетики для создания на базе электроэнергии ГЭС и водных ресурсов водохранилищ эффективной региональной экономики и комфортных условий проживания населения.

  10. Развитие гидроэнергетики требует адекватного развития научно-проектного и строительного комплексов.

  11. Реализация программ технического перевооружения и нового строительства ограничивается возможностями поставок современного оборудования отечественными предприятиями.

  12. Отсутствуют правила (порядок) разработки ТЭО и обоснования инвестиций для строительства и эксплуатации водохранилищ и нижних бьефов ГЭС в условиях рыночной экономики. Большинство действующих документов разработано в 70-80-е годы.

  13. При решении технических, экономических, экологических и правовых проблем в области гидроэнергетики недостаточно используются возможности, предоставляемые активным международным сотрудничеством.

  14. Отсутствует правовая база по использованию механизмов Киотского протокола.

Оценивая современное состояние и перспективы развития гидроэнергетики, III Всероссийское совещание гидроэнергетиков

Решило:

  1. Рекомендовать Ассоциации «Гидроэнергетика России», ОАО РАО «ЕЭС России», ОАО «ГидроОГК», ОАО ТГК-1, ОАО «Иркутскэнерго», ОАО «Татэнерго» организовать работу по решению ключевых проблем гидроэнергетики России:

    • повышение надежности, безопасности и эффективности эксплуатации оборудования и гидротехнических сооружений;
    • ускорение реконструкции и технического перевооружения действующих ГЭС с целью преодоления тенденции старения оборудования, повышения мощности, производительности, надежности, безопасности, экономичности и снижения эксплуатационных затрат;
    • ускорение достройки и начала строительства новых ГЭС, ГАЭС и ПЭС;
    • создание инвестиционного механизма, обеспечивающего реализацию программ ремонта, технического перевооружения, достройки ГЭС и строительства новых ГЭС, ГАЭС и ПЭС, предусматривающего как использование рыночных инструментов, так и меры государственной поддержки, в том числе Киотского протокола, инвестиционной составляющей в тарифе ГЭС и др.;
    • формирование нормативно - правовой базы и механизмов, стимулирующих использование возобновляемых источников энергии и привлечение средств частных инвесторов для разработки и реализации программ по их развитию;
    • разработка нормативно - правовой и нормативно - технической базы в области гидроэнергетики, согласно требованиям ФЗ «О техническом регулировании»;
    • формирование рынка электроэнергии, мощности и системных услуг с учетом специфики услуг, оказываемых ГАЭС;
    • осуществление мероприятий, обеспечивающих возможность прямых экспортных поставок электроэнергии (мощности) и услуг ГЭС;
    • совершенствование системы образования для подготовки специалистов в сфере гидроэнергетики, обучения, подготовки, повышения квалификации и обмена опытом персонала;
    • укрепление и развитие материальной базы и кадрового потенциала научно исследовательского и проектно изыскательского комплексов гидроэнергетического профиля;
    • формирование позитивного имиджа гидроэнергетики как возобновляемого и экологически чистого источника энергии;
    • разработка и формирование системы долгосрочных отношений с основными поставщиками оборудования, подрядными организациями.
  2. Обратиться в Правительство Российской Федерации с просьбой о рассмотрении вопросов:

    • поэтапного прекращения субсидирования гидроэнергетикой потребителей рынка электроэнергии и мощности;
    • разработки и внедрения механизмов государственной поддержки развития гидроэнергетики, включая использование средств федерального инвестиционного фонда.
  3. Рекомендовать Ассоциации «Гидроэнергетика России» ускорить разработку концепции и прогноза развития гидроэнергетики на период до 2020 года и на перспективу до 2050 года. На основании этих разработок внести предложения по пересмотру соответствующих положений Энергетической стратегии России при подготовке ее новой редакции.

  4. Рекомендовать Ассоциации «Гидроэнергетика России», ОАО РАО «ЕЭС России», ОАО «ГидроОГК», ОАО ТГК-1, ОАО «Иркутскэнерго», ОАО «Татэнерго» разработать и согласовать с федеральными органами исполнительной власти предложения по эффективному взаимодействию гидроэнергетических компаний и системы государственного управления водохозяйственным комплексом по вопросам:

    • разработки методических указаний по разработке правил использования водных ресурсов водохранилищ;
    • проектирования, строительства и эксплуатации водохранилищ общего пользования для целей гидроэнергетики, находящихся в федеральной собственности;
    • обеспечения безопасности гидротехнических сооружений различных форм собственности, в том числе на пограничных и трансграничных реках;
    • обоснования ставок платежей за пользование водными ресурсами;
    • создания рыночных механизмов предоставления водных объектов в пользование коммерческим водопользователям.
  5. Рекомендовать Ассоциации «Гидроэнергетика России», ОАО РАО «ЕЭС России», ОАО «ГидроОГК», ОАО ТГК-1, ОАО «Иркутскэнерго», ОАО «Татэнерго» совместно с Федеральным агентством водных ресурсов организовать разработку комплекса мероприятий по обеспечению безаварийного пропуска через створы гидроэнергетических узлов максимальных расходов паводков и половодий, предусматривающего:

    • обеспечение надежной работы всех водопропускных гидротехнических сооружений, участвующих в пропуске максимальных расходов воды независимо от их принадлежности;
    • освобождение от застройки территорий, определенных проектом гидроузлов или специальными расчетами, как затопляемых при пропуске максимальных расчетных расходов воды;
    • расчистку русел рек,

    и обратиться в Правительство Российской Федерации с предложением о его реализации.

  6. Рекомендовать ОАО «ГидроОГК» ускорить разработку, принятие и организацию реализации инвестиционной программы, предусматривающей строительство ГЭС и ГАЭС, обеспечивающей сохранение и увеличение их доли в энергобалансе страны и создание стратегического возобновляемого резерва по производству электроэнергии, повышение системной надежности. При разработке технико-экономических обоснований строительства ГЭС предусматривать возможность комплексного использования и развития прилегающих территорий, а также передачи электроэнергии, на дальние расстояния для реализации внутри страны и на экспорт.

  7. Рекомендовать Ассоциации «Гидроэнергетика России» подготовить предложения по расширению участия представителей российской гидроэнергетики международном сотрудничестве и обмене опытом.

  8. Принять обращение в поддержку инициативы РНК СИГБ о проведении в 2007 году в г. Санкт Петербурге 75 Исполкома СИГБ (Приложение 1).

Решение принято единогласно.

 
Телефон: +7 (495) 225 32 32, доб. 4120
Электронная почта: info@hydropower.ru
Адрес: Россия, 117393, Москва, улица Архитектора Власова, 51